Клиповое мышление. Плюсы и минусы

Фильм о клиповом мышлении

Почему клиповое мышление не позволит вашим детям стать элитой.
Один большой минус перечёркивает все плюсы.

«Clip» — фрагмент текста, фильма.

Современные молодые люди воспринимают новый материал как набор не связанных между собой фактов. Это называется «клиповое мышление» — особенность воспринимать мир через короткие образы и послания. Видеоряд музыкальных клипов — это цепочка слабо связанных по смыслу кадров. Современные фильмы создаются для клипового потребителя. Пресса наполняется короткими текстами, где лишь очерчиваются контуры проблем. Телевидение преподносит не связанные между собой новости, плюс рекламу.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться» и так далее.

Рассказывает доктор психологических наук Рада Грановская.

Молодые люди сегодня вынуждены приспосабливаться к экранному типу восприятия и высокому темпу жизни. Они быстро воспринимают новый материал, не читают книг и не видят в них надобности. Современные дети воспринимают информацию по принципу клипа.

Проводили эксперимент: ребёнок играет в компьютерную игру. Ему даётся инструкция на следующий шаг — три страницы текста. Рядом быстро читающий взрослый. Но он успевает прочитать полстраницы, когда ребёнок обработал всю информацию и сделал ход.

Когда у детей спрашивали, как они так быстро читают, они отвечали, что читали не весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы понять, как это работает, представьте, что вам поручили найти в сундуке старые галоши. Вы быстро всё выкидываете и добираетесь до них. А запоминать, что там ещё лежало и в каком порядке, в вашу задачу не входило.

Или ещё: детям быстро показывали картинку. И они описывали её так: «кто-то поднял что-то на кого-то». На картинке была лисица, стоявшая на задних лапах, в передней она держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны были детям эти подробности или достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас для решения многих задач детали не нужны. Нужен общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Ученики читают один кусочек из учебника, потом через неделю — другой, в это время ещё по кусочку из других учебников.
Но есть дети и с последовательным типом мышления, которым нужен бóльший объём информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

Люди нового типа — это люди экрана. Для них характерна очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется всё больше. Сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам иногда необходима работа с большим объёмом информации.

Немецкий промышленник Крупп писал, что самые высококвалифицированные специалисты не начинают работать, пока не получат и не обработают 100% информации. А когда они её получают, решение становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и недостаточно точная, сейчас важнее. Всё ускорилось. Изменилась система технического производства. Ещё 50-60 лет назад машина состояла из деталей. И нужен был квалифицированный специалист, который нашёл бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику делают из блоков. Если есть поломка в блоке, его вынимают и вставляют другой. Высокой квалификации для этого не нужно.

— Получается, что люди учатся быстрее реагировать на поставленные задачи. А есть ли обратная сторона медали?

— Снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и решать сложные задачи.

Сейчас немногие состоятельные и продвинутые люди обучают своих детей почти без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. Дают им образование, способствующее формированию последовательного мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Могут ли родители повлиять на то, чтобы при нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребёнка развивалось не только клиповое, но и последовательное мышление?

— Могут. Надо расширять их круг общения. Живое общение даёт нечто невосполнимое.

— Вы упомянули о том, что книги читают всё меньше. Означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— Во многом это так. Люди уходят в другие виды развлечений. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книгу.

— Клиповое мышление — это следствие направления движения современной цивилизации. И надо понимать, к чему это ведёт. Те, кто пошёл по линии клипового мышления, элитой уже не станут. Идёт глубокое расслоение общества. Те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

Фильм о клиповом мышлении

Внимание! Не принимайте всё на веру, думайте сами, не всё в фильме верно.
Например, как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, опровергаю версию, указанную в фильме. На станции проводился эксперимент, который должным образом не был подготовлен. Сугубо человеческий фактор!

Чтобы бороться с минусами клипового мышления, в некоторых странах проводятся тренинги, где учат концентрировать внимание и анализировать информацию.
В США рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно.
Есть и другие способы.

Метод парадоксов

Парадокс — противоречие.

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление.
Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, ученики задумываются.

Например, Моцарт — гениальный композитор, написавший множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен, будучи глухим, сочинял грандиозные симфонии. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

Чтение художественной и философской литературы

При клиповом мышлении человек не может долго удерживать внимание на одном занятии. Чтобы это исправить, специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.
Через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному.

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только одну точку зрения — опасно. В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В полемике люди отстаивают свою позицию и хотят победить, участники дискуссии, защищая свои точки зрения, пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.

День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации. Один из вариантов — День отдыха от информации. В этот день ничего не смотреть и не читать. Потребление заменяется созиданием: можно писать, рисовать, общаться «вживую». Без баланса между потреблением и созданием нового, человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.

В остальные дни следить за способом поглощения информации. Заменить судорожное переключение каналов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений в живом театре), чтение кратких материалов — на чтение больших текстов.
Цените время своей жизни, разумно относитесь к социальным сетям, используйте компьютер только для действительно нужных дел.

Клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть и плюсы, и минусы.
Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И отдавать себе отчёт в том, что дети, часами сидящие за компьютерами, планшетами и айфонами, будут способны только на потребление и выполнение указаний тех, кто способен мыслить и творить.

На главную Наверх